В ночь накануне Ивана Купалы девицы опускают на речные волны венки с зажжёнными лучинками или свечками, вьют венки из иван-да-марьи, лопуха, богородской травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше погорит, та проживет долгую-предолгую жизнь.
Опахиваются сельские дороги, чтобы «сваты скорее приезжали», или прокладывают борозду к дому парня, чтобы он быстрее посватался[59].
В Иванову ночь на муравьиных кучах собирают в сосуд масло, которое считается целительным средством против разных недугов.
В купальскую ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев; беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой.
Если в эту ночь сорвать цветок иван-да-марьи и вложить в углы избы, вор не подойдёт к дому: брат с сестрой (жёлтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою.
В полночь нужно, не глядя, набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось, в этом году замуж выйдешь. Под голову кладут трипутник (подорожник), приговаривая: «Трипутник-попутник, живёшь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!»
Если на Иванов день перелезть через заборы двенадцати огородов, любое желание исполнится.
На Украине на Ивана Купалу девушки для русалок вешали на деревьях полотенца, сорочки и пряжу, а также венки на берёзах, так как считалось, что в эту ночь русалки возвращаются в землю.
В большинстве случаев голос, услышанный человеком на Купалу, когда рядом никого нет — предвещает ему смерть; то же значение придаётся сну, в котором человек якобы слышит чей-то голос.
По украинским поверьям, росой, собранной рано утром на Ивана Купалу и сохранённой в горшке за образами, — можно вызвать дождь.
Чтобы гусеницы не ели капусту — в Иванов день надо воткнуть в капустные грядки головешки из купальского костра (пол., галиц., словац.).
В черниговском Полесье на Ивана Купалу забивали во дворе «кол с корою» и насаживали на него коровий череп, «шоб уража́й, дўор бага́тый буў».
Всем славянам известна кость-невидимка (её получали, сварив на святках или в ночь на Ивана Купалу черную кошку), которая якобы делала своего владельца невидимым.
На Украине верили, что хлеб с солью, пролежавшие на крыше ночь на Ивана Купалу, приобретают лечебные свойства (ровен.).
Если в ночь на Ивана Купалу сжечь чучело Бронетачкина, то можно получить праздничный блок.